ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ
https://doi.org/10.55452/1998-6688-2025-22-2-423-439
Аннотация
В настоящем исследовании изучаются проблемы и перспективы туристического сектора Казахстана. Рассматривая текущие проблемы, с которыми сталкивается туристическая индустрия, и определяя ее потенциал для расширения и улучшения, это исследование предлагает ценные перспективы, которые могут направлять действия, ориентированные на укрепление положения Казахстана как устойчивого и экономически жизнеспособного туристического направления во всем мире. Для изучения проблем и перспектив международного туризма Казахстана был применен смешанный подход, сосредоточенный на получении мнений иностранных туристов, посетивших Казахстан. Исследователи собрали данные у 206 иностранных туристов, используя хорошо структурированную и самостоятельно заполняемую анкету. Это исследование предоставило ценную информацию о текущем состоянии туристического бизнеса в Казахстане, подчеркнув как возможности, так и проблемы. Результаты показали, что путешественники предпочитают определенные места другим, например, южные и северные. Респонденты заявили, что тремя наиболее насущными проблемами, стоящими перед туристическим сектором Казахстана, являются инфраструктура, маркетинг и качество обслуживания. Несмотря на эти проблемы, респонденты подчеркнули невероятную природную красоту Казахстана как значительную возможность расширения для туристической индустрии. Это исследование предлагает практическую стратегию для увеличения числа пассажиров и укрепления туристической отрасли страны. Предоставляя отличительный анализ иностранного и внутреннего туризма в Казахстане, это исследование продвигает область туристических исследований. Оно выделяется тем, что фокусируется только на возможностях и трудностях иностранных путешествий в Казахстан. Уникальный подход исследования к пониманию опыта и точек зрения иностранных посетителей Казахстана основан на его эмпирической методологии.
Об авторах
Р. Моули ПотлуриКазахстан
PhD, профессор
г. Алматы
М. Килару
Индия
доцент
г. Телангана
А. Ахметжанова
Казахстан
BBA, Бизнес-школа
г. Алматы
М. Серікова
Казахстан
BBA, Бизнес-школа
г. Алматы
Список литературы
1. Akybayeva G.S., Khassenkhanov N.B. Raimbekov B.H., Zhartay Z.M., & Gelashvili N.N. Tourism industry of Kazakhstan: current state, problems and prospects of development in the conditions of COVID–19 // Bulletin of the Karaganda University Economy Series. – 2022. – Vol. 105. – No. 1. – P. 5–15.
2. Tleuberdinova A., Salauatova D., & Pratt S. Assessing tourism destination competitiveness: the case of Kazakhstan // Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. – 2022. – P. 1–19.
3. United Nations World Tourism Organization (UNWTO). Global Report on Urban Tourism // UNWTO/ International Tourism Highlights. – 2020. – P. 1–24.
4. Mutaliyeva L., Kurmanov N., & Akisheva A. Analysis of tourism potential and ecological tourism development in Kazakhstan: E3S Web of Conferences, 2020. –P. 159–172.
5. Kerdpitak C. Marketing Effectiveness Model of Tourism Business in Thailand // Journal of Hunan University Natural Sciences. – 2022. – Vol. 49. – No. 4.
6. Alimbaev Т., Mazhitova Z., Omarova B., Kamzayev B., & Atanakova K. Ecological problems of modern central Kazakhstan: challenges and possible solutions // EDP Sciences. – 2020. – P. 112–148.
7. Zhumabayeva S.S, Makashev K.Z., K.N., Kairgaliyeva G., & Nigmetov B.S. Ecology of Kazakhstan: problems and ways of their solutions // Journal of Physics: Conference Series. – 2021. – P. 25–56.
8. Berdibekova A. et al. Prospects for the Formation of a Smart Destination as a Determining Factor in the Modernization of Urban Infrastructure and a Means of Sustainable Urban Tourism Development in Kazakhstan // Journal of Environmental Management and Tourism (Volume XIII, Winter). – 2022. – Vol. 8. – No. 64. – P. 2222–2229. DOI:10.14505/jemt.v13.8(64).14.
9. Kerdpitak C. Marketing Effectiveness Model of Tourism Business in Thailand // Journal of Hunan University Natural Sciences. – 2022. – Vol. 49. – No. 4.
10. Zhumabayeva S.S, Makashev K.Z., K.N., Kairgaliyeva G., & Nigmetov B.S. Ecology of Kazakhstan: problems and ways of their solutions // Journal of Physics: Conference Series. – 2021. – P. 25–56.
11. Drakh T.P., Salzhanova Z.A., Alpeissova S.E., Kozhakhmetova M.K., Kazkenova A., Sabirova R., & Omarkhanova Z.M. Labor productivity as an indicator of efficiency interaction of higher education and tourism business // Journal of Environmental Management and Tourism. – 2021. – Vol. 12. – No. 2. – P. 544–551.
12. Mathew V., & Soliman M. Does digital content marketing affect tourism consumer behavior? An extension of the technology acceptance model // Journal of Consumer Behaviour. – 2021. – Vol. 20. – No. 1. – P. 61–75.
13. Kerdpitak C. Marketing Effectiveness Model of Tourism Business in Thailand // Journal of Hunan University Natural Sciences. – 2022. – Vol. 49. – No. 4.
14. Kirillova K., Wang D., Fu X., Lehto X. Beyond “culture”: a comparative study of forces structuring tourism consumption // Ann. Tourism Res.– 2020. – Vol. 83. – P. 102941. https://doi.org/10.1016/j.annals.2020.102941, 2020/07/01/
15. Mutaliyeva L., Kurmanov N., & Akisheva A. Analysis of tourism potential and ecological tourism development in Kazakhstan: E3S Web of Conferences. – 2020. – P. 159–172
16. Kulakhmetova G., Aktymbayeva A., Assipova Zh., Baoleer B., & Koshkimbayeva U. Current problems in the tourism and hotel industry taking the world’s tourist cities as an example // GeoJournal of Tourism and Geosites. – 2022. – Vol. 43. – No. 3. – P. 841–849.
17. Nuseira M.T., & Aljumahb A. Digital marketing adoption influenced by relative advantage and competitive industry: a UAE tourism case study // Marketing. –2020. – Vol. 11. – No. 2. – P. 23–37.
18. Kanwal S., Rasheed M.I., Pitafi A.H., Pitafi A., Ren M. Road and transport infrastructure development and community support for tourism: the role of perceived benefits, and community satisfaction // Tourism Manag. – 2020. – Vol. 77. – P. 104014. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2019.104014, 2020/04/01/.
19. Makenova G., Tuleubayeva M., Issayeva A., Daurenbekova A. Analysis of the Development of International Tourism and Its Impact to Tourism Market: Evidence of Kazakhstan // Journal of Environmental Management and Tourism (Volume XI, Winter). – 2020. – Vol. 8. – No. 48. – P. 2053–2067. https://doi.org10.14505/jemt.v11.8(48).17
20. Parkhomchik L. Eurasian Research Institute // Kazakhstan’s New Silk Road Project. – 2020. – P. 4–5.
21. National Bank of Kazakhstan. Foreign Direct Investment in Kazakhstan: Trends and Policies. National Bank of Kazakhstan. – 2020. – P. 1–31.
22. Staff W.F. Franchising’s a proven expansion strategy that can help you achieve your growth goals. What Franchise, 2021. URL: https://www.what-franchise.com/business-advice/running-a-franchise/franchisings-aproven-growth-strategy-that-can-help-you-achieve-your-expansion-plans
23. Shayakhmetova L., Maidyrova A., Moldazhanov M. State Regulation of the Tourism Industry for Attracting International Investment // Journal of Environmental Management and Tourism (Volume XI, Fall). – 2020. – Vol. 6. – No. 46. – P. 1489–1495.
24. Topic: COVID-19: impact on the tourism industry worldwide, 2024. Statista. URL: https://www.statista.com/topics/6224/covid-19-impact-on-the-tourism-industry/
25. Kubayeva G. Foreign Direct Investment in Kazakhstan in 2020: Structure and Dynamics – CABAR. asia. CABAR.asia, 2021. URL: https://cabar.asia/en/foreign-direct-investment-in-kazakhstan-in-2020-structure-and-dynamics.
26. Lipková Ľ., Madiyarova A., & Blembayeva A. Importance of state regulation of the tourism industry In the Republic of Kazakhstan, ReseacrhGate. 2020, January. URL: https://www.researchgate.net/publication/340118739_Importance_of_state_regulation_of_the_tourism_industry_In_the_Republic_of_Kazakhstan
27. Ualikhanova A. Kazakhstan Has Untapped Travel Potential, Experts Say - The Astana Times. The Astana Times, 2023, September 17. URL: https://astanatimes.com/2023/09/kazakhstan-has-untapped-travelpotential-experts-say/
28. Shurenov N.B., Bimendiyeva L.A., & Nathan J. ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF “SMART” CITIES OF KAZAKHSTAN: MARKETING ASPECT // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. – 2020. – Vol. 5. – P. 133–144.
29. Hatipoglu B.K. The role of government in tourism entrepreneurship. – Edward Elgar Publishing eBooks, 2024. – P. 332–350. https://doi.org/10.4337/9781803920023.00033
Рецензия
Для цитирования:
Моули Потлури Р., Килару М., Ахметжанова А., Серікова М. ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ. Вестник Казахстанско-Британского технического университета. 2025;22(2):423-439. https://doi.org/10.55452/1998-6688-2025-22-2-423-439
For citation:
Mouly Potluri R., Kilaru M., Akhmetzhanova A., Serikova M. A PRAGMATIC RESEARCH ON PROBLEMS AND PROSPECTS OF KAZAKHSTAN TOURISM. Herald of the Kazakh-British Technical University. 2025;22(2):423-439. https://doi.org/10.55452/1998-6688-2025-22-2-423-439