ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДБОРЕ ПЕРСОНАЛА
https://doi.org/10.55452/1998-6688-2025-22-2-412-422
Аннотация
В этом исследовании изучается использование искусственного интеллекта в подборе персонала с упором на его влияние на принятие решений, прозрачность и доверие. Искусственный интеллект быстро стал жизненно важным инструментом в современных процессах подбора персонала, автоматизируя ключевые задачи, такие как отбор и планирование собеседований. В этом исследовании применяется комплексный анализ, использующий как описательные, так и сетевые методологии, чтобы изучить, как подбор персонала с использованием искусственного интеллекта влияет на заинтересованные стороны, особенно с точки зрения доверия к системам искусственного интеллекта. Анализ определяет ключевые области применения искусственного интеллекта в подборе персонала, включая автоматизированное принятие решений, взаимодействие с заинтересованными сторонами и этические проблемы, связанные с предвзятостью и прозрачностью. Прозрачность не только повышает воспринимаемую справедливость процессов искусственного интеллекта, но и укрепляет доверие как среди рекрутеров, так и среди кандидатов. Однако чрезмерная зависимость от искусственного интеллекта, особенно без надлежащего человеческого контроля, может вызвать дискомфорт, что приведет к потенциальной потере доверия. Искусственный интеллект помогает организациям улучшить результаты подбора персонала, особенно в достижении разнообразия и минимизации предвзятости. Искусственный интеллект в подборе персонала зависит от прозрачности, доверия и сбалансированной интеграции искусственного интеллекта и человеческого вклада. Эти знания представляют ценность для организаций, стремящихся оптимизировать процессы подбора персонала и повысить доверие к системам на основе искусственного интеллекта.
Ключевые слова
Об авторах
А. ОралбаевКазахстан
магистрант
г. Алматы
Н. Бекболат
Казахстан
магистрант
г. Алматы
А. Бегдильдаев
Казахстан
магистрант
г. Алматы
А. Ажибай
Казахстан
магистрант
г. Алматы
Д. Серикбай
Казахстан
докторант
г. Алматы
Е. Кесер
Турция
MBA
г. Стамбул
Список литературы
1. Britannica. (n.d.). Industrial Revolution. URL: https://www.britannica.com
2. Makridakis S., & Hyndman R.J. Forecasting the impact of AI on work. Wiley Online Library. – 2020. URL: https://onlinelibrary.wiley.com.
3. MIT Technology Review. Generative AI and its applications. MIT Technology Review. – 2021. URL: https://www.technologyreview.com.
4. Stone D.L., & Dulebohn J.H. AI in human resources // Human Resource Management Review. – 2018. – Vol. 28. – No. 3). – P. 260–275. URL: https://www.journals.elsevier.com/human-resource-managementreview
5. Forbes Insights. The ethical implications of AI in recruitment // Forbes. – 2023. URL: https://www.forbes.com
6. Society for Human Resource Management (SHRM). AI and behavioral analytics in recruitment // SHRM. – 2022. URL: https://www.shrm.org.
7. Behavioral Sciences. Artificial intelligence decision-making transparency and employees’ trust: The parallel multiple mediating effect of effectiveness and discomfort // Behavioral Sciences. – 2022. – Vol. 12. – No. 5. – P. 127. URL: https://www.mdpi.com/journal/behavsci.
8. Jarrahi M.H. Artificial intelligence and the future of work: Human-AI symbiosis in organizational decision-making // Business Horizons. – 2018. – Vol. 61. – No. 4. – P. 577–586. URL: https://www.journals.elsevier.com/business-horizons.
9. Zhang T., Song M., & He Z. Exploring how perceived trust in AI systems affects continuous usage intentions: Evidence from the recruitment industry // Journal of Business Research. – 2021. – Vol. 125. – P. 597–605. URL: https://www.journals.elsevier.com/journal-of-business-research
10. Von Krogh G. Artificial intelligence in organizations: new opportunities for phenomenon-based theorizing // Acad Manage Discoveries. – 2018. – Vol. 4. – No. 4. – P. 404–409.
11. Johnson R.D, Laszewski K.M, Stone D.L The evolution of the field of human resource information systems: co-evolution of technology and HR processes // Commun Assoc Inf Syst. – 2016. – Vol. 38. – P. 28.
12. Rajagopal N.K, Qureshi N.I, Durga S. Asis E.H.R., Soto R.M.H., Gupta S.K., Deepak S. Future of business culture: an artificial intelligence-driven digital framework for organization decision-making process // Complexity. – 2022. – Article ID 7796507. – P. 14. https://doi.org/10.1155/2022/7796507
13. Upreti K., Syed M.H., Ali Khan M., Fatima H., Alam M.S., Sharma A.K. Enhanced algo- rithmic modelling and architecture in deep reinforcement learning based on wireless communication Fintech Technology // Optik. – 2023. – Vol. 272. – P. 170309. https://doi.org/10.1016/j.ijleo.2022.170309
14. Sneha K., Shekhar S.K. Impact of artificial intelligence and digitalization in the evolu- tion of recruitment marketing. In: Kozhikode 4th international conference on marketing, technology & society 2019, Indian Institute of Management, Peer-review under responsibility of the 04th ICMTS 2019.
15. Rajesh S., Kandaswamy U., Rakesh A. The impact of artificial intelligence in talent acquisition lifecycle of organizations // Int J Eng Dev Res. – 2018. – Vol. 6. – No. 2. – P. 709–717.
Рецензия
Для цитирования:
Оралбаев А., Бекболат Н., Бегдильдаев А., Ажибай А., Серикбай Д., Кесер Е. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДБОРЕ ПЕРСОНАЛА. Вестник Казахстанско-Британского технического университета. 2025;22(2):412-422. https://doi.org/10.55452/1998-6688-2025-22-2-412-422
For citation:
Oralbayev A., Bekbolat N., Begdildayev A., Azhibay A., Serikbay D., Keser E. EFFECTIVENESS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN RECRUITMENT. Herald of the Kazakh-British Technical University. 2025;22(2):412-422. https://doi.org/10.55452/1998-6688-2025-22-2-412-422