Preview

Вестник Казахстанско-Британского технического университета

Расширенный поиск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАЗАХСТАНА

https://doi.org/10.55452/1998-6688-2024-21-4-22-31

Аннотация

В современном мире вопросы сохранения культурного наследия страны и региона, а также его популяризации не потеряли своей актуальности. Особенно остро встал вопрос во время и после пандемии коронавируса, когда долгое время музеи и галереи существовали без активных визитов посетителей. Современные технологии играют немаловажную роль в решении данной проблемы, облегчая и упрощая ежедневные рутинные процессы с одной стороны и влияя глобально на концептуальные проблемы привлечения посетителей и расширения функционала институтов культуры с другой. В данной статье представлен проект по разработке виртуального музея в виде мобильного приложения, которое будет распознавать экспонаты в реальном времени с помощью камеры устройства и отображать их 3D-модели и контекстную информацию в режиме дополненной реальности. В работе проведен обзор применения технологий виртуальной и дополненной реальности в музейных приложениях, а также алгоритмов машинного обучения для различных целей. Авторы докладывают предварительные результаты распознавания части экспонатов музея-партнера с описанием применяемой методологии и анализом эффективности используемых подходов. А также результаты апробации тестового мобильного приложения с функцией распознавания в реальном времени в условиях музея.

Об авторах

М. Ипалакова
Международный университет информационных технологий
Казахстан

ассоц. профессор, к.т.н.

г. Алматы



Е. Дайнеко
Международный университет информационных технологий
Казахстан

ассоц. профессор, PhD

г. Алматы



Ж. Болатов
Международный университет информационных технологий
Казахстан

руководитель НИЛ «Компьютерное моделирование и симуляции»

г. Алматы



Д. Цой
Международный университет информационных технологий
Казахстан

руководитель НИЛ «Лаборатория смешанной реальности»

г. Алматы



К. Абдугаппарова
Международный университет информационных технологий
Казахстан

магистрант

г. Алматы



Д. Ходжаев
Международный университет информационных технологий
Казахстан

студент

г. Алматы



Список литературы

1. Korro Bañuelos J., Rodríguez Miranda Á., Valle-Melón J.M., Zornoza-Indart A., Castellano-Román M., Angulo-Fornos R., Pinto-Puerto F., Acosta Ibáñez P., and Ferreira-Lopes P. The role of information management for the sustainable conservation of cultural heritage. Sustainability, 2021, vol. 13, no. 8, p. 4325. https://doi.org/10.3390/su13084325.

2. Trček D. Cultural heritage preservation by using blockchain technologies. Heritage science, 2022, vol. 10, no. 1, p. 6. https://doi.org/10.1186/s40494-021-00643-9.

3. Nappi M.L., Buono M., Chivăran C. and Giusto R.M. Models and tools for the digital organisation of knowledge: accessible and adaptive narratives for cultural heritage. Heritage Science, 2024, vol. 12, no. 1, p. 112. https://doi.org/10.1186/s40494-024-01219-z.

4. Pandey R. and Kumar V. Exploring the Impediments to digitization and digital preservation of cultural heritage resources: A selective review. Preservation, Digital Technology and Culture, 2020, vol. 49, no. 1, pp. 26–37. https://doi.org/10.1515/pdtc-2020-0006.

5. Hou Y., Kenderdine S., Picca D., Egloff M. and Adamou A. Digitizing intangible cultural heritage embodied: State of the art. Journal on Computing and Cultural Heritage (JOCCH), 2022, vol. 15, no. 3, pp. 1–20. https://doi.org/10.1145/3494837.

6. Wang W., Wah Yu Ch., Peng F. and Feng Zh. Digital development of architectural heritage under the trend of Metaverse: Challenges and opportunities. Indoor and Built Environment, 2024, vol. 33, no. 4, pp. 603–607. https://doi.org/10.1177/1420326X231191571.

7. Marchello G., Giovanelli R., Fontana E., Cannella F. and Traviglia A. Cultural Heritage Digital Preservation through Ai-Driven Robotics. The International Archives of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences, 2023, vol. 48, pp. 995–1000. https://doi.org/10.5194/isprs-archives-XLVIII-M-2-2023-995-2023.

8. Schweibenz W. The virtual museum: an overview of its origins, concepts, and terminology. The Museum Review, 2019, vol. 4, no. 1, pp. 1–29.

9. Lee H., Hyungsoo Jung T., tom Dieck M.C. and Chung N. Experiencing immersive virtual reality in museums. Information and Management, 2020, vol. 57, no. 5, p. 103229. https://doi.org/10.1016/j.im.2019.103229.

10. Ergin İ.D.A. Digital Approach in Conservation of Heritage: 3D Virtual Reconstruction Applications in Ancient Cities. Journal of Architectural Sciences and Applications, 2023, vol. 8, no. 2, pp. 969–987. https://doi.org/10.30785/mbud.1312738.

11. Marín-Morales J., Higuera-Trujillo J.L., De-Juan-Ripoll C., Linares C., Guixeres J., Iñarra S. and Alcañiz M. Navigation comparison between a real and a virtual museum: time-dependent differences using a head mounted display. Interacting with Computers, 2019, vol. 31, no. 2, pp. 208–220. https://doi.org/10.1093/iwc/iwz018.

12. Kadri M., Khalloufi H. and Azough A. V-museum: a virtual museum based on augmented and virtual realities for cultural heritage mediation. 2020 International Conference on Intelligent Systems and Computer Vision (ISCV). IEEE, 2020, pp. 1–5. https://doi.org/10.1109/ISCV49265.2020.9204253.

13. Ćosović M. and Brkić B.R. Game-based learning in museums – cultural heritage applications. Information, 2019, vol. 11, no. 1, p. 22. https://doi.org/10.3390/info11010022.

14. Shehade M. and Stylianou-Lambert T. Virtual reality in museums: Exploring the experiences of museum professionals. Applied sciences, 2020, vol. 10, no. 11, p. 4031. https://doi.org/10.3390/app10114031.

15. Luna U., Rivero P. and Vicent N. Augmented reality in heritage apps: Current trends in Europe. Applied Sciences, 2019, vol. 9, no. 13, p. 2756. https://doi.org/10.3390/app9132756.

16. Xu N., Li Y., Wei X., Xie L., Yu L. and Liang H.-N. CubeMuseum AR: A tangible augmented reality interface for cultural heritage learning and museum gifting. International Journal of Human-Computer Interaction, 2024, vol. 40, no. 6, pp. 1409–1437. https://doi.org/10.1080/10447318.2023.2171350.

17. O’dwyer N. et al. Volumetric video in augmented reality applications for museological narratives: A user study for the long room in the library of Trinity College Dublin. Journal on Computing and Cultural Heritage (JOCCH), 2021, vol. 14, no. 2, pp. 1–20. https://doi.org/10.1145/3425400.

18. Daniela L. Virtual museums as learning agents. Sustainability, 2020, vol. 12, no. 7, p. 2698.

19. Okanovic V., Ivkovic-Kihic I., Boskovic D., Mijatovic B., Prazina I., Skaljo E. and Rizvic S. Interaction in extended reality applications for cultural heritage. Applied Sciences, 2022, vol. 12, no. 3, p. 1241. https://doi.org/10.3390/app12031241.

20. Hammady R., Ma M. and Strathearn C. Ambient information visualisation and visitors’ technology acceptance of mixed reality in museums. Journal on Computing and Cultural Heritage (JOCCH), 2020, vol. 13, no. 2, pp. 1–22. https://doi.org/10.1145/3359590.

21. Besoain F., Jegoand L., Gallardo I. Developing a virtual museum: Experience from the design and creation process. Information, 2021, vol. 12, no. 6, p. 244. https://doi.org/10.3390/info12060244.

22. Kabassi K., Amelio A., Komianos V. and Oikonomou K. Evaluating museum virtual tours: the case study of Italy. Information, 2019, vol. 10, no. 11, p. 351. https://doi.org/10.3390/info10110351.

23. Vidu C., Zbuchea A. and Pinzaru F. Old meets new: integrating Artificial Intelligence in museums’ management practices. Strateg. Shap. Future Bus. Econ., 2021, pp. 830–844.

24. Puspasari S., Ermatita and Zulkardi. Machine Learning for Exhibition Recommendation in a Museum’s Virtual Tour Application. International Journal of Advanced Computer Science and Applications, 2022, vol. 13, no. 4, pp. 404–412.

25. Winter M., Sweeney L., Mason K. and Blume P. Low-power machine learning for visitor engagement in museums. Proceedings of the 6th International Conference on Computer-Human Interaction Research and Applications (CHIRA 2022). INSTICC ScitePress, 2022, pp. 236–243. https://doi.org/10.5220/0011585600003323.

26. Fathy F., Mansour Y., Sabry H., Refat M. and Wagdy A. Virtual reality and machine learning for predicting visual attention in a daylit exhibition space: A proof of concept. Ain Shams Engineering Journal, 2023, vol. 14, no. 6, p. 102098. https://doi.org/10.1016/j.asej.2022.102098.

27. Murphy O. and Villaespesa E. AI: A museum planning toolkit. Goldsmiths, University of London, 2020.

28. Belhi A., Bouras A., Khalid Al-Ali A. and Foufou S. A machine learning framework for enhancing digital experiences in cultural heritage. Journal of Enterprise Information Management, 2023, vol. 36, no. 3, pp. 734–746. https://doi.org/10.1108/JEIM-02-2020-0059.


Рецензия

Для цитирования:


Ипалакова М., Дайнеко Е., Болатов Ж., Цой Д., Абдугаппарова К., Ходжаев Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАЗАХСТАНА. Вестник Казахстанско-Британского технического университета. 2024;21(4):22-31. https://doi.org/10.55452/1998-6688-2024-21-4-22-31

For citation:


Ipalakova M., Daineko Y., Bolatov Zh., Tsoy D., Abdugapparova K., Khojayev D. THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN PRESERVING THE CULTURAL HERITAGE OF KAZAKHSTAN. Herald of the Kazakh-British Technical University. 2024;21(4):22-31. (In Russ.) https://doi.org/10.55452/1998-6688-2024-21-4-22-31

Просмотров: 305


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-6688 (Print)
ISSN 2959-8109 (Online)