Preview

Вестник Казахстанско-Британского технического университета

Расширенный поиск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВЫХ ПРОДУКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

https://doi.org/10.55452/1998-6688-2024-21-2-19-27

Аннотация

Активное использование иммерсивных технологий в медицине. Развитие ИТ приводит к появлению новых цифровых продуктов, которые активно используются в медицине. Дальнейшее развитие приводит к переносу некоторых медицинских услуг в метавселенную – формируется понятие метабольницы. В данной статье приведен систематический обзор исследований, который позволяет определить распространенность и современное состояние использования иммерсивных технологий для разработки цифровых медицинских продуктов. Были изучены исследования из ведущих научных баз данных. Результаты показывают, что исследовательский интерес к использованию иммерсивных технологий в медицине значительно возрос за последние десять лет, достигнув пика в период пандемии. Иммерсивные технологии являются наиболее распространенными видами технологий, используемыми в медицине для обучения, получения практических навыков, телемедицины и диагностики. Кроме того, описан собственный программный продукт – тренажер стентирования коронарных артерий с использованием технологии виртуальной реальности. Приведено описание модели, результаты проведенного опроса по эффективности использования иммерсивных технологий среди учащихся медицинского института.

Об авторах

Е. Дайнеко
Международный университет информационных технологий
Казахстан

ассоциированный профессор

050040, г. Алматы



М. Ипалакова
Международный университет информационных технологий
Казахстан

PhD, ассоциированный профессор

050040, г. Алматы



Д. Цой
Международный университет информационных технологий
Казахстан

магистр технических наук

050040, г. Алматы



Ж. Болатов
Международный университет информационных технологий
Казахстан

магистр технических наук

050040, г. Алматы



Список литературы

1. Herur-Raman A. et al. (2021) Next-generation simulation – integrating extended reality technology into medical education, Frontiers in Virtual Reality, vol. 2, p. 693399. https://doi.org/10.3389/frvir.2021.693399.

2. Ho Y.R., Chen B.Y., Li C.M. (2023) Thinking more wisely: using the Socratic method to develop critical thinking skills amongst healthcare students, BMC medical education, vol. 23, no. 1, p.173. https://doi.org/10.1186/s12909-023-03057-8.

3. Suh I., McKinney T., Siu K.C. (2023) Current perspective of metaverse application in medical education, research and patient care, Virtual Worlds, vol. 2, no. 2, pp. 115–128. https://doi.org/10.3390/ virtualworlds2020009.

4. Bakhadirovna E.M. (2023) THE CRUCIAL ROLE OF LANGUAGE PROFICIENCY IN THE ADVANCED YEARS OF MEDICAL EDUCATION, Multidisciplinary Journal of Science and Technology, vol. 3, no. 5, pp. 402–404.

5. Bordonaro M. (2024) Too much of a good thing? Teamwork in medical education, Medical Teacher, pp. 1–2.

6. Nes A.A. G. et al. (2023) A technology-supported guidance model to increase the flexibility, quality, and efficiency of nursing education in clinical practice in Norway: development study of the TOPP-N application prototype, JMIR Human Factors, vol. 10, no.1, p. e44101. https://doi.org/10.2196/44101.

7. Liu Y. et al. (2020) Alignment of ethics curricula in medical education: a student perspective, Teaching and learning in medicine, vol. 32, no. 3, pp. 345–351. https://doi.org/10.1080/10401334.2020.1732163.

8. Zeng Y., Zeng L., Zhang C., Cheng A.S.K. (2022) The metaverse in cancer care: Applications and challenges, Asia-Pacific Journal of Oncology Nursing, no. 9, p. 100111. https://doi.org/10.4103/23475625.315835.

9. Cerasa A., Gaggioli A., Marino F., Riva G., Pioggia G. (2022) The promise of the metaverse in mental health: the new era of MEDverse, Heliyon, p. e11762. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e11762.

10. Li S., Cui J., Hao A., Zhang S., Zhao Q. (2021) Design and Evaluation of Personalized Percutaneous Coronary Intervention Surgery Simulation System, IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics, vol. 27, no. 11, pp. 4150–4160.

11. Mishvelov A.E. et al. (2021) Computer-assisted surgery: Virtual-and augmented-reality displays for navigation during planning and performing surgery on large joints, Pharmacophore, vol. 12, no. 2, p. 32.

12. Wu J.X. et al. (2016) Development of virtual-reality simulator system for minimally invasive surgery (MIS) using fractional-order vascular access. In 2016 SAI Computing Conference (SAI) IEEE, pp. 1257– 1259.

13. Regrebsubla N. (2016) Determinants of Diffusion of Virtual Reality. GRIN Verlag.

14. Medscape. Medscape App. [Online] Available at: https://www.medscape.com/(Accessed: 5 January 2024).

15. Orca Health. [Online] Available at: https://orcahealth.com/(Accessed: 5 January 2024).

16. Epocrates. Point of care medical application. [[Online] Available at: https://www.epocrates.com/ (Accessed: 8 February 2024).

17. Touch Surgery. Safe Surgical Care. [Online] Available at: https://www.touchsurgery.com/ (Accessed: 6 March 2024).

18. Wu Q. et al. (2022) Virtual simulation in undergraduate medical education: a scoping review of recent practice, Frontiers in Medicine, no. 9, p. 855403.

19. Barteit S. et al. (2021) Augmented, mixed, and virtual reality-based head-mounted devices for medical education: systematic review, JMIR serious games, vol. 9, no. 3, p. e29080.

20. Ahuja A.S. et al. (2023) The digital metaverse: Applications in artificial intelligence, medical education, and integrative health, Integrative Medicine Research, vol. 12, no. 1, p. 100917.

21. Kassutto S.M., Baston C., Clancy C. (2021) Virtual, augmented, and alternate reality in medical education: socially distanced but fully immersed. ATS scholar, vol. 2, no. 4, pp. 651–664.


Рецензия

Для цитирования:


Дайнеко Е., Ипалакова М., Цой Д., Болатов Ж. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВЫХ ПРОДУКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. Вестник Казахстанско-Британского технического университета. 2024;21(2):19-27. https://doi.org/10.55452/1998-6688-2024-21-2-19-27

For citation:


Daineko Ye., Ipalakova M., Tsoy D., Bolatov Z. USE OF IMMERSIVE TECHNOLOGY FOR DIGITAL HEALTHCARE PRODUCTS DEVELOPMENT. Herald of the Kazakh-British technical university. 2024;21(2):19-27. https://doi.org/10.55452/1998-6688-2024-21-2-19-27

Просмотров: 241


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-6688 (Print)
ISSN 2959-8109 (Online)